Сделка по продаже шинного бизнеса Татнефти напрашивалась еще три года назад. Дело в том, что, как минимум, с 2018 года Нижнекамскнефтехим (тогда еще входил в группу ТАИФ) стал снижать поставки сырья (каучуки) на Нижнекамскшину (сердцевину шинного бизнеса Татнефти). Так, по данным гендиректора Татнефтехиминвест-холдинга Рафината Яруллина, в первом квартале 2019 года шинный комплекс получал менее 40% каучуков от запланированного уровня. Во втором полугодии поставки снизились на 30% от плана, что повлекло падение производства шин на 29%. Кроме того, перманентно были конфликты между ТАИФом и Татнефтью по пересмотру цен поставок каучуков с Нижнекамскнефтехима на Нижнекамскшину.

Для Татнефти, если честно, шинный бизнес не был профильным производством. Все-таки, это нефтехимия, а не нефтепереработка или добыча нефти. Даже в своем пресс-релизе о продаже шинного бизнеса Татнефть откровенно не относит его к своим стратегическим проектам. Татнефти до печенок надоела эта зависимость от одного поставщика с его закидонами и они, отчаявшись, купили осенью 2019 года производителя синтетических каучуков СИБУР Тольятти (мощности — около 220 тыс. тонн в год). После покупки производителя каучуков его переименовали в ООО Тольяттикаучук. Но, уйти от поставок Нижнекамскнефтехима все же неудалось. Все дело в масштабе предприятий, ведь объем производства Нижнекамскнефтехима по каучукам - примерно 720 тыс тонн в год. То есть объема производства Тольяттикаучука тупо не хватало, чтобы заместить необходимые для полной загрузки объемы поставок для шинного производства. Кроме того, само производство каучуков на Тольяттикаучуке довольно древнее - сам завод начал работу еще в 1961 году, т.е. прошло уже 60 лет. Перед Татнефтью возникла проблема модернизации изношенных мощностей, что должно требовало огромных капитальных вложений. А тут еще и в прошлом году состоялась грандиозное поглощение СИБУРом ТАИФа и Татнефть получила новых хозяев Нижнекамскнефтехима, с которыми предстояло выстраивать деловые отношения.

Татнефть, как прагматики, посмотрели на сегодняшнюю катастрофическую ситуацию на автомобильном рынке (идут просто гигантские сокращения продаж) и поняли, что в нынешних непростых условиях шинный бизнес будет здорово отягощать общий бизнес компании, быть ее слабым звеном и генератором убытков. Совершенно логично, что они решили от него избавиться. Перекидку на АО Татнефтехиминвест-Холдинг (контрольный пакет в собственности Татарстана) вряд ли можно считать полноценной продажей. Это именно перекидка для того, чтобы разгрузить бухгалтерские балансы группы Татнефть и подготовить шинный бизнес к настоящей продаже серьезным инвесторам. Скорее всего, это будут китайцы, но это всего лишь пока предположения. Как говориться, будем наблюдать.
Сделка по продаже шинного бизнеса Татнефти напрашивалась еще три года назад. Дело в том, что, как минимум, с 2018 года Нижнекамскнефтехим (тогда еще входил в группу ТАИФ) стал снижать поставки сырья (каучуки) на Нижнекамскшину (сердцевину шинного бизнеса Татнефти). Так, по данным гендиректора Татнефтехиминвест-холдинга Рафината Яруллина, в первом квартале 2019 года шинный комплекс получал менее 40% каучуков от запланированного уровня. Во втором полугодии поставки снизились на 30% от плана, что повлекло падение производства шин на 29%. Кроме того, перманентно были конфликты между ТАИФом и Татнефтью по пересмотру цен поставок каучуков с Нижнекамскнефтехима на Нижнекамскшину.

Для Татнефти, если честно, шинный бизнес не был профильным производством. Все-таки, это нефтехимия, а не нефтепереработка или добыча нефти. Даже в своем пресс-релизе о продаже шинного бизнеса Татнефть откровенно не относит его к своим стратегическим проектам. Татнефти до печенок надоела эта зависимость от одного поставщика с его закидонами и они, отчаявшись, купили осенью 2019 года производителя синтетических каучуков СИБУР Тольятти (мощности — около 220 тыс. тонн в год). После покупки производителя каучуков его переименовали в ООО Тольяттикаучук. Но, уйти от поставок Нижнекамскнефтехима все же неудалось. Все дело в масштабе предприятий, ведь объем производства Нижнекамскнефтехима по каучукам - примерно 720 тыс тонн в год. То есть объема производства Тольяттикаучука тупо не хватало, чтобы заместить необходимые для полной загрузки объемы поставок для шинного производства. Кроме того, само производство каучуков на Тольяттикаучуке довольно древнее - сам завод начал работу еще в 1961 году, т.е. прошло уже 60 лет. Перед Татнефтью возникла проблема модернизации изношенных мощностей, что должно требовало огромных капитальных вложений. А тут еще и в прошлом году состоялась грандиозное поглощение СИБУРом ТАИФа и Татнефть получила новых хозяев Нижнекамскнефтехима, с которыми предстояло выстраивать деловые отношения.

Татнефть, как прагматики, посмотрели на сегодняшнюю катастрофическую ситуацию на автомобильном рынке (идут просто гигантские сокращения продаж) и поняли, что в нынешних непростых условиях шинный бизнес будет здорово отягощать общий бизнес компании, быть ее слабым звеном и генератором убытков. Совершенно логично, что они решили от него избавиться. Перекидку на АО Татнефтехиминвест-Холдинг (контрольный пакет в собственности Татарстана) вряд ли можно считать полноценной продажей. Это именно перекидка для того, чтобы разгрузить бухгалтерские балансы группы Татнефть и подготовить шинный бизнес к настоящей продаже серьезным инвесторам. Скорее всего, это будут китайцы, но это всего лишь пока предположения. Как говориться, будем наблюдать.